Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Авторские статьи
 
КРАСНОЯРСКИЕ АНТИКВАРЫ БОГАТЫ КОЛЛЕКЦИЯМИ

В поисках подарков к мужскому и женскому праздникам красноярцы активно изучают витрины и прилавки магазинов. Корреспондент «МК» выбрал альтернативный путь, посетил некоторые салоны краевого центра и пришел к выводу: лучший сувенир для любимого человека - антикварная вещь. Это не только презент, но и выгодное капиталовложение. Правда, нужно знать, в какие «банки» лучше помещать свои кровные и как не нарваться на подделку.

Деньги в холст

Красноярские антиквары не навязывают товар покупателям: ценители и так скупят все на корню. Однажды полотно известного русского художника Дмитрия Каратанова даже до «прилавка» не добралось - ушло, что называется, с колес.
- Каратанов - большая редкость для Красноярска, - рассказывает держатель антикварного салона Сергей Задереев. - Его картина «Приискатели» считалась безвозвратно утерянной. А оказалось, что висела в одном из домов Красноярска. Когда ее владелец умер, я приехал к вдове, предложил: куплю, если у вас будет нужда в деньгах. Звонок раздался совершенно неожиданно: в одиннадцать вечера я сидел на дне рождения у знакомых. Схватил такси и - к ней. На следующий день картина была уже продана за 15 тысяч долларов. Осталась в Красноярске.
Коллекционирование - удовольствие дорогое. Скажем, представляющая даже небольшую художественную ценность икона обойдется в сотню тысяч рублей. Но приобрести ее - значит не только получить удовольствие от обладания произведением искусства, но и застраховаться от инфляции.
- Это сегодня она стоит 110 тысяч, - поясняет корреспонденту «МК» Сергей Константинович. - А через год будет оцениваться минимум в 150. Мои знакомые - семейная пара - во времена «шальных» денег стиральную машину долларами забивали, а потом решили сделать «вложение». Накупили за рубежом современных вазочек по три - пять тысяч каждая. И сейчас они столько же стоят. Бросовые вещи в цене не растут.

В закромах у антикваров

Вояж по антикварным салонам Красноярска показал: даже не выезжая за пределы города, можно приобрести работы, например, Михаила Шемякина, Василия Кандинского или Сальвадора Дали. Правда, вещи эти тиражные, то есть изготовленные с подлинников великих мастеров их учениками, а сами художники только подпись черканули. Но стоят они дорого, потому что на каждый оттиск имеется сертификат. Например, скульптура Дали «Космический слон» обошлась одному состоятельному красноярцу в 40 тысяч долларов.
В продаже можно встретить и ценные иконы, и картины известных русских художников. Все это агенты привозят в Красноярск по спецзаказу из Москвы и Европы. Иногда, уверяют антиквары, приходится побегать. Один наш земляк в поисках старины исколесил полстраны, заглянул в Белоруссию. Но собрал-таки коллекцию.
- Я недавно из Питера привез две уникальные немецкие музыкальные шкатулки, какие были распространены в конце XIX - начале XX веков, - хвалится своими сокровищами Сергей Задереев. - Есть у нас кресло известного красноярского архитектора Соколовского. Он половину Красноярска построил, в частности Органный зал. Вот палисандровое кресло золотопромышленника Кузнецова, который Василия Сурикова на свои деньги выучил. Или - любопытная штучка - аптечка, которую сделали заключенные одного из лагерей и подарили своему доктору.
А вот картин именитых красноярских художников Андрея Поздеева и Юрия Деева в салонах не встретишь. Их работы - большая редкость.

Каков чин, таков и подарок

Настоящих коллекционеров, которые бы жизнь положили на собирательство, в Красноярске мало. Антиквариат берут в основном для оформления интерьера или в подарок. При этом, уточняют продавцы редкостей, спрос на произведения искусства все время «скачет», и куда он прыгнет в следующем году, предугадать невозможно. Например, четыре года назад иконы не пользовались спросом, а сейчас не залеживаются. Зато все, что связано с Германией и второй мировой войной, нынче не в фаворе, хотя еще пару лет назад влет уходило с прилавков. Из года в год очень хорошо самовары разбирают. Этот атрибут чаепития - в разряде самых любимых подарков.
Специалисты считают, что, выбирая покупку, необходимо четко понимать, кому он предназначен. Антиквариат в качестве презента очень популярен, например, у работников краевой администрации. Каждому приезжающему из столицы чину местная власть старается преподнести своего рода «жемчужину».
Например, министру МЧС Сергею Шойгу во время предыдущего его приезда подарили икону в серебряном окладе «Неопалимая Купина», защищающую от пожаров. Десять лет назад ему вручили японские мечи. Владыке Антонию - картину итальянского мастера «Святой Лука». Борису Ельцину в бытность его президентом преподнесли раритетную шашку. А вот Владимира Путина оставили без старинных ценностей.
- Нам иногда звонят из администрации и говорят: нужен подарок за 40 тысяч долларов. Какой - это уже мы сами подбираем, - раскрывают секрет антиквары. - Иногда и не удается отыскать вещь, соответствующую цене.
Все презенты, предназначенные для высокопоставленных особ, обязательно должны сопровождаться документами, свидетельствующими о подлинности раритета. А вот как избежать подделки обывателю - большой вопрос.

Феврония, изменяющая пол

Специалисты констатируют: в мире антиквариата подделывают все, что пользуется спросом. От икон до наград. Причем, мастера фальсификации живут не только в Санкт-Петербурге или Москве, но и в провинции. Встречаются криминальные левши и в Красноярске, но имена их неизвестны. Оно и понятно - чем скрытее действуешь, тем больше заработаешь.
Один из коллекционеров-филателистов Валерий рассказал «МК»: при наличии современной офисной техники можно подделать даже маленькую марку. «Берут бумагу того времени, смывают рисунок, наносят другой. Покупая, нужно очень внимательно смотреть, какой клей на марке, какая бумага. Соответствуют ли они году выпуска редкости».
По словам Сергея Задереева, из-за частых подделок настоящие коллекционеры стараются брать нереставрированную вещь - со всеми изъянами. В противном случае под слоем краски может оказаться совсем не тот предмет, за который выложены деньги.
- У продавцов к произведению искусства подход зачастую утилитарный: главное - сбыть, - считает реставратор икон и живописи Дмитрий Ильин. - Недавно мне предложили отреставрировать этюд Поздеева 1957 года. Очень хорошая работа, но на ней обломаны углы. Нужно было подклеивать картон, наносить грунт, имитировать манеру мазков - у Поздеева очень темпераментная манера живописи. Я назвал свою цену, антиквару она показалась высокой. И он предложил: «Давайте просто отрежем углы, чтобы стоимость реставрации была минимальной».
Рассказывают и другую историю о варварском отношении к редкостям. Одного из художников попросили почистить и загрунтовать старую доску иконы. Изображение на ней плохо читалось, и владелец решил написать новое. Но во время чистки лики открылись, стало ясно, что перед художником - икона «Святые Петр и Феврония». Как же он был удивлен, когда через некоторое время на той же доске увидел свежее изображение «Петра и Павла». Ему пояснили: заказчику требовались именно эти святые, а потому Февронию пришлось превратить в мужчину.

Старые вещи не пахнут

Как уверяют знатоки старины, умение отличать подлинник от подделки приходит с опытом.
- Посмотрите, вот эта икона реставрировалась, а эта нет, - показывает корреспонденту «МК» опытный антиквар Задереев. - А вот это - подделка. Киот старый, а эмаль свежая. Здесь золото по новой положено.
На взгляд несведущего человека все иконы в салоне выглядят одинаково привлекательно. Сверкающие свежей позолотой особенно притягательны. Но имеют ли они художественную ценность? Коллекционер Вадим (наряду с марками и конвертами он увлечен иконами и фарфором) поведал: разбираться в древностях начал после прочтения не одного десятка книг по искусству и истории.
- Где бы я ни был - в Москве, Питере, Испании - стараюсь музеи посещать, картины изучать, всматриваться, - откровенничает собиратель. - Уроки брал, нюхал, глядел. Некоторые новоделы не успевают выветриться - пахнут. Журналы по антиквариату штудировал, уйму литературы прочитал. И сейчас не могу сказать, что все понимаю.
Профессиональный реставратор Дмитрий Ильин открыл нам свои секреты:
- Современные фальсификаторы икон живут в сегодняшнем дне и передают проекцию своего видения того времени, которое изображают. Это заметно по начертаниям букв, по мазку. Некоторые делают искусственный крокелер (состаривание), который отличается от настоящего.
Красноярский специалист по фарфору Валерий Быков пояснил: происхождение микротрещин на изделии можно определить с помощью обыкновенного микроскопа.
- Микрокрокелеры появляются в результате резких нагреваний и охлаждений. Это можно сделать искусственно - поставить изделие в духовку, а потом в холодильник. В трещины втереть краску (обычно они забиваются пылью, грязью). Определив состав вещества, которым забиты трещинки, можно сказать - подделка или нет.
В фарфоре ценится ручная работа. Так что конвейерные поделки произведениями искусства не считаются. Старые германские, сербские, французские мастера собирали фарфоровые скульптуры по частям. Отдельно изготавливали головы, руки, ноги, одежду, а потом склеивали. Валерий Быков с закрытыми глазами может отличить подлинник от подделки.
- Держишь в руках и чувствуешь чуткость линий, - говорит реставратор хрупких шедевров. - Здесь кончиками пальцев можно нащупать мышцы, даже выступающие вены на руках и ногах статуэтки. Одинаковых скульптур не встретишь.
Фарфор старые мастера, оказывается, не весь ярким и раскрашенным делали. Баловались искусники и так называемым «бисквитом» - неглазурированными статуэтками. Этим пользуются наши алчные современники. Раскрашивая старую скульптуру, продают втридорога. Основа вроде антикварная, а краской попахивает.
Кстати, профаны вместо фарфоровой скульптуры запросто могут приобрести менее ценную фаянсовую. Чтобы определить, из чего, собственно, изготовлена дорогущая вещь, мастер советует перевернуть статуэтку и глянуть - нет ли где скола. Фаянс на изломе имеет кристаллическую структуру, потому что обжигается при низкой температуре. У фарфора же скол ровный, как стекло. Кроме того, фарфор более тонкий, и на свет статуэтка будет «полупрозрачной». А кристаллическая структура фаянса не пропускает солнечных лучей.

Обладатели антиквариата утверждают, что покупают его не просто ради престижа или выгодного вложения денег. Ценная старина душу греет. И жизнь продлевает. Один из коллекционеров признался: когда приобретает вещь, на которую давно глаз положил, в организме какая-то химическая реакция происходит - такая волна радости захлестывает!

Елена ЛАЛЕТИНА

№8 (20-27 февраля 2008 года)

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
Дмитрий Медведев поздравил МЧС с праздником
Далее...
 
Актуальный комментарий: конкуренция юрисдикций
Далее...
 
Россиян воодушевила инаугурация Путина
Далее...
 
Енисей ждет наплыва туристов
Далее...
 
Педуниверситет будет готовить психологов для несовершеннолетних осужденных
Далее...
 
Молодых ученых СФУ научать искать инвесторов
Далее...
 
Единороссы требуют «разобраться» с Алексеем Навальным
Далее...
 
Краевой агропромышленный комплекс приглашает инвесторов
Далее...
 
«Енисей» уступил «Красным Крыльям»
Далее...
 
Палаточный лагерь возле территории завода ферросплавов сняли в конце ноября
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
Багетная советует: багет срочное изготовление - на сайте http://www.firmaramer.ru/. Звоните нам!
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail: